- Полтава
поэма в трех песнях. Написана осенью в 1828 г. в две недели. "П.", по словам Пушкина, "не имела успеха" ("Крит. зам."), но сам поэт считал ее "сочинением совсем оригинальным", наиболее зрелым из своих произведений. Критика встретила поэму недружелюбно. "Полтава" есть настоящая Полтава для Пушкина", — писал критик "Вестн. Европы", Надеждин. Белинский видел в поэме резко выраженное "усилие поэта оторваться от прежней дороги и твердой ногой стать на новый путь творчества. Но где видно усилие, там еще нет достижения: достигнуть желаемого значит — спокойно, свободно, следовательно без всяких усилий овладеть им. Поэтому в "Полтаве" видны какая-то нерешительность, какое-то колебание, вследствие которых из этой поэмы вышло что-то огромное, великое, но в то же время и нестройное, странное, неполное. "Полтава" богата новым элементом — народностью в выражении; почти всякое место, отдельно взятое в ней, превосходит все, написанное прежде Пушкиным, по силе, полноте и роскоши поэтического выражения, и в то же время в этой поэме нет единства, она не представляет собой целого. Содержание ее до того огромно, что одна смелость поэта коснуться такого содержания есть уже заслуга, тем более, что многие частности показывают, что поэт достоин был своего предмета, — и все-таки, читая "Полтаву" и дивясь ее великим красотам, спрашиваешь себя: что же это такое?" "Главный недостаток "Полтавы" вышел из желания поэта написать эпическую поэму". Ср. поэму Байрона "Мазепа" и Рылеева "Войнаровский", из них последняя несомненно имела влияние на создание пушкинской "Полтавы".
Боуэр. — Брюс. — Булавин. — Войнаровский. — Гамалей. — Гордиенко. — Дорошенко. — Дульская. — Искра. — Иезуит (езуит). — Забела. — Казак. — Карл XII. — Кочубей. — Кочубея жена и дочь (Мария). — Мазепа. — Мария. — Меньшиков. — Нищий. — Орлик. — Палей. — Розен. — Репнин. — Самойлович. — Станислав. — Султан. — Хан. — Чечель. — Шереметьев. — Шлиппенбах.
Словарь литературных типов. - Пг.: Издание редакции журнала «Всходы». Под редакцией Н. Д. Носкова. 1908-1914.